Резьба по дереву. История возникновения.

истоки резьбы по дереву

Резьба по дереву — разновидность декоративно-прикладного искусства, получившая в свое время широкое распространение и особую популярность на территориях современной России. Практически в каждом регионе страны сформировались свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях. Древесина вообще относится к излюбленным материалам русского человека. Возможно «корни» этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во временах языческих верований, когда любым природным объектам придавался сакральный смысл, а деревья вообще считались «родом», то есть прародителем сущего, олицетворением матушки-природы. Как бы то ни было, а древесина действительно очень «теплый», уютный, домашний материал, который к тому же еще и экологически безопасен. На данный момент существует масса способов обработки дерева, но традиционная резьба располагается на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигурки, мастера вкладывают в свои работы душу. Как отдавать частичку себя создаваемому изделию, мы научить не сможем, зато познакомим с азами работы с деревом, которые пригодятся любому начинающему резчику.

Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком.

Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.

 

А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника — объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.

Author: naplanete

19 комментариев к “Резьба по дереву. История возникновения.

  1. Также разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто. Резьба бензопилой — прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры. В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.

  2. черно лаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе, прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

  3. История резьбы по дереву насчитывает многие тысячи лет. Со времен появления деревянного зодчества, являющегося одним из древнейших способов строительства жилья, ведет отсчет и история возникновения резьбы по дереву. Извечное стремление человека к красоте и украшательству своих жилищ и предметов быта вылилось в удивительное умение сделать любой кусочек дерева уникальным произведением искусства. Резьбой по дереву украшались дверные и оконные наличники, деревянные ложки и другая посуда, музыкальные инструменты и еще многие и многие предметы. Методом резьбы по дереву мастера могли изготовить достаточно надежный и очень хитроумный деревянный замок. Некоторые из таких поделок дошли до наших дней, их можно увидеть в краеведческих и исторических музеях. В более поздний период украшение дома и предметов домашнего обихода резьбой по дереву утратило мистический смысл и стало чисто декоративным. В ХVI-XVIII столетиях резьба по дереву стала промыслом общегосударственного масштаба, создавались крупные резчицкие мастерские и артели, многие мастера резьбы по дереву украшали своим искусством дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга и Москвы. Однако уже в XIX веке резное мастерство было основательно подзабыто, поскольку развитие резчицкого промысла перестало поддерживаться государством.

  4. Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба .

  5. Useful info. Lucky me I discovered your site unintentionally, and I am stunned why this twist of fate did not happened in advance! I bookmarked it. Lara Dewey Freddie

  6. контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или ножом в два приёма. скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.

  7. Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом, выжиганием), а также искусства в целом, старинный народный промысел.

  8. Позднее мистический смысл украшенные деревянной резьбой предметы потеряли и стали выполнять исключительно декоративные функции. С 16 по 18 столетие этот промысел приобрел государственный масштаб – мастера украшали государственные дворцы, создавались крупные артели и мастерские. Однако в 19 веке резьба потеряла государственную поддержку и искусство стало забываться. Впрочем, сегодня резьба по дереву снова переживает свое возрождение, появляются коллективы и школы по обучению этому прикладному виду творчества. Резьба по дереву приобретает все большое количество почитателей и снова становится популярным народным искусством. 

  9. Развитие искусства резьбы по дереву связано неразрывно с историей изменения мировоззрений общества и развитием культуры, поэтому это искусство для каждой страны уникально, везде присутствуют различные стили и техники. Самым древним видом резьбы считается геометрическая, которая используется с древних времен не только для украшения, но и для создания магических и охранительных оберегов. Все элементы резьбы таких изделий символизируют стихии, предметы или явления, к которым человек обращался за помощью или, наоборот, хотел уберечься. Покрытые особой резьбой обереги для дома многие года защищали от бед и приносили удачу жильцам. Позднее мистический смысл украшенные деревянной резьбой предметы потеряли и стали выполнять исключительно декоративные функции. С 16 по 18 столетие этот промысел приобрел государственный масштаб – мастера украшали государственные дворцы, создавались крупные артели и мастерские. Однако в 19 веке резьба потеряла государственную поддержку и искусство стало забываться.

  10. В післявоєнний період відроджується художня обробка дерева, особливо в західних областях України. Відновлюється робота в артілі «Гуцульщина» в Косові, ім. Л.Українки у Львові, у Чернівецькій області, відкриваються училища декоративно-ужиткового мистецтва. В 1946 р. у Львові відкривається перший в Україні інститут декоративного і прикладного мистецтва (нині Львівська академія мистецтв). Наприкінці 50-х років художні артілі переорганізовуються у державні підприємства, які підпорядковуються Міністерству місцевої промисловості. Не всяка деревина гарна для різьблення. Найкраще підходить деревина липи, клена, вільхи, горіха, бука, груші, берези, дуба. Перевага віддається липі, її деревина піддається всім видам різьблення. Грузла, однорідна за структурою волокон, м’яка, вона однаково добре ріжеться уздовж і поперек волокон, піддається обробці практично будь-яким способом. Традиційно для росіян матеріалом для різьблення є й береза — з деревиною однорідного білого кольору, досить твердої й пружної. Для різьблення з великим малюнком гарна деревина дуба.

  11. Традиционная русская резьба по дереву — это искусство живое, развивающееся, связанное со своим временем, его запросами. Каждый из веков создавал свое, характерное для него искусство резьбы. Рубеж XIX и XX вв. стал временем возникновения еще одной интереснейшей народной школы резьбы — абрамцево-кудринской. Ее родина — Подмосковье. Окрестности Москвы издавна были краем умелой обработки дерева. И сегодня, проходя или проезжая ближними и дальними подмосковными деревнями, видишь целые улицы домов, украшенных резными наличниками, узорными крылечками, огороженных затейливыми заборами. По архивным документам в XIX в. Московская губерния давала столице сотни прекрасных столяров и токарей-резчиков, мастеров-мебельщиков. И первым из подмосковных уездов, откуда шли в столицу мастера, был Дмитровский, граничащий с Ярославской губернией, издавна знаменитой своими промыслами. Отхожие промыслы многие десятилетия кормили крестьянские семьи, особенно там, где земли были бедные, малоурожайные; здесь процветали и местные ремесла. Но ко второй половине XIX в. в результате развития промышленности и сильного распространения отходничества местные ремесла, в том числе и обработка дерева, стали угасать, некоторые из них находились на грани полного вымирания. Это обстоятельство не укрылось от передовой русской общественности, которая стремилась сохранить, восстановить хоть некоторые из русских ремесел. Русские художники И. Е. Репин, А. М. и В. М. Васнецовы, В. Д. и Е. Д. Поленовы сплотились вокруг С. И. Мамонтова — крупного промышленника, большого любителя и знатока искусства, одного из первых собирателей памятников народного творчества. «Наша цель, — писала художница Е. Д. Поленова, — подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *